12 апреля 2024

Обувь в картинах известных художников

Обувь в картинах известных художников

На что мы обращаем внимание, когда любуемся картиной? Помимо основной композиции и общего впечатления, нам нравится рассматривать детали и различные нюансы, чтобы еще больше проникнуться идеей и смыслом и лучше почувствовать то, что хотел передать автор. Предлагаем поразмышлять над этими моментами на примере обуви в работах известных художников. 

В истории изобразительного искусства можно найти множество произведений, где обувь играет важную роль, будь то в качестве символа статуса и принадлежности к определенной социальной группе или просто как часть образа героя. В этой статье мы рассмотрим некоторые известные картины, где обувь занимает значимое место.

«Башмаки» Винсент Ван Гог

«Башмаки» Винсент Ван Гог

Какой же глубокий смысл таит в себе данная картина и еще несколько подобных (как мы знаем, Ван Гог нарисовал целых шесть полотен со старой обувью)? Художник в своем стремлении выразить себя покупает на блошином рынке старые поношенные ботинки, надевает и выходит на прогулку. Попав под дождь, Ван Гог даже обрадовался тому, какими грязными и еще более фактурными они стали. В тот же вечер он изобразил башмаки, перенеся на холст не только изображение, но и все ощущения, которые испытал лично, создав своей кистью из чего-то грубого и резкого нечто благородное и изящное. Возможно, ему было важно показать и донести до людей сквозь призму старой обуви то, что каждый проходит свой нелегкий жизненный путь, будь то простой рабочий или же сам художник. Мало кто смог понять, что Ван Гог действительно хотел показать свой сложный путь! Но те, кто понял, смогли также спроецировать этот символизм на себя, задумываясь о своей собственной жизни и своем пути.

«Качели» Жан Оноре Фрагонар

Жан Оноре Фрагонар «Качели»

Взглянув на эту картину, едва ли можно не ощутить тот посыл, который стремился передать ее автор - легкомыслие и свобода. Аристократия изображалась в самом популярном стиле 18 века во Франции - рококо. Эта небрежность и фривольность, граничащая, но не достигающая вульгарности, с которой туфелька падает с женской ножки, символизирует эпоху, когда хотелось наслаждаться не только серьезным искусством с его глубоким смыслом, но и просто созерцать нечто легкое и красивое, отдыхая душой так же, как и молодая женщина со своим спутником на лоне природы.

А спутник, барон де Сен-Жульен, кстати, и сделал заказ на эту картину, в которой попросил художника поместить его так, чтобы ему были хорошо видны ножки своей подруги. Улетающая туфелька же олицетворяет потерю невинности, ведь барон имел довольно свободные нравы.

«Посвящение св. Мартина в рыцари» Симоне Мартини

«Посвящение св. Мартина в рыцари» Симоне Мартини

Данная фреска - работа итальянского живописца 14 века, на которой изображен св. Мартин и одна из сцен его жизни - посвящение в рыцари. По придворному ритуалу император передает епископу меч, а адъютант прилаживает шпоры, склонившись у его ног. Существует предположение, что художника так же посвящал в рыцари король и на картине изображена подлинная церемония. Обратите внимание, насколько важной составляющей образа являлась обувь, без которой божьему воину не представлялось возможности вести свой правый бой.

«Портрет Людовика» XIV Гиацинт Риго

«Портрет Людовика» XIV Гиацинт Риго

Самый известный портрет короля был написан французским художником в 18 веке и стал олицетворением королевской власти во всем своем величии и роскоши. Особое внимание автор уделил деталям, в частности - костюму правителя. С необыкновенной тщательностью и щепетильностью он изобразил все нюансы, начиная с роскошной мантии, заканчивая пряжками на изысканных туфлях. Туфли, как известно, подчеркивали состоятельность их владельца, а высота каблука была напрямую пропорциональна статусу, ведь перемещаться на каблуках без слуг являлось затруднительным. Что касается модели туфель, тут стоит отметить, что сам Людовик XIV являлся законодателем моды и его выбором стал красный цвет, как символ королевской власти, а красные каблуки - королевской прерогативой.

Как видите, даже в обычном натюрморте может крыться действительно глубокий смысл и нечто важное, что хотел донести художник. Согласитесь, это очень интересно  искать символы и ассоциации на старинных полотнах и проникаться чувствами и эмоциями автора! 

А вы пытались найти символы чего-то большего в картинах или других произведениях искусства? Поделитесь в комментариях, если у вас есть любимые шедевры, в которых кроется символизм.

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given

10% в подарок за подписку на новости!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия публичной оферты и политики конфиденциальности.
Задайте нам свой вопрос

Наверх