Пышная и изящная мода прошлых столетий
Всем известно, что женщины готовы были пойти на жертвы ради красоты. Однако не только ради неё. Ради моды они также были готовы терпеть неудобства и трудности. Однако нельзя не признать, как великолепно выглядели эти наряды, которые теперь мы можем увидеть только на страницах книг и на портретах художников.
Пышные платья
Знаете ли вы, что первые пышные платья появились в средневековой Испании? Именно там зародились юбки-вердугадо, каркас которых изготавливался из железа или прочного тростника. По одной из версий, такое платье было создано португальской королевой, супругой Генриха IV Кастильского, в 1468 году для того, чтобы скрыть свою беременность.
Мода на пышные платья вскоре распространилась и в Западной Европе, где достигла пика своего развития в XVI веке. Женщины надевали такие наряды, чтобы подчеркнуть свой статус: в длинном многослойном платье было трудно представить быструю ходьбу, а это означало, что дамы не должны были торопиться и суетиться, они должны были двигаться плавно и с достоинством.
Стиль барокко, возникший в эпоху Возрождения в Италии, идеально соответствовал роскоши и элегантности пышных платьев. В качестве каркаса для них использовали китовый ус или ивовые прутья. Кринолин же появился только к середине XIX века и был популярен до 1880-х годов, а затем окончательно вышел из моды вместе с модой на пышные платья в 1890-х годах.
В России мода очень живо откликалась на европейскую. Поэтому «кринолиновый бум» не обошёл стороной и нашу страну. Пышные платья стали неотъемлемой частью гардероба не только аристократок, но и женщин из более обеспеченных семей.
Кринолин делал платья лёгкими, в отличие от многослойных моделей, которые носили раньше. В них было удобно передвигаться и танцевать. В каждом доме для удобства дам был предусмотрен специальный низкий пуфик, который полностью скрывался под пышной юбкой.
Со временем кринолин стал больше, диаметр подола достигал 180 см. Спускаться по лестнице или сидеть в театральном кресле в таком платье становилось всё труднее. Чтобы сделать кринолин более удобным, обручи стали делать овальной формы, и он как бы «сместился» назад.
Эпоха пышных платьев ушла из моды в России в те же годы, что и в Европе.
Корсеты
Корсеты появились задолго до того, как стали неотъемлемой частью пышных платьев. Примерно тысячу лет назад на Крите молодые люди использовали плотный кожаный ремень, чтобы сделать свою фигуру более стройной.
В качестве женского аксессуара корсет впервые стал популярен в Бургундии. Он изготавливался из деревянных и железных пластин, обтянутых ватой. В те времена позволить себе такой дорогой аксессуар могла только знать.
Корсеты приобрели особую популярность в XVI веке, но не в том смысле, который мы обычно подразумеваем. В то время строгие пуританские нормы диктовали, как одеваться и как выглядеть, и женщины стремились максимально скрыть свои формы. С ранних лет девочки носили жёсткие металлические конструкции, которые препятствовали росту груди.
К сожалению, эти строгие требования и необходимость носить корсеты привели к высокой смертности, так как не все могли выдержать такие суровые условия.
Знакомые нам корсеты из китового уса стали популярны в модной индустрии с XVII века. В светском обществе было принято иметь тонкую талию не более 33 сантиметров и пышную грудь, что и обеспечивал корсет. Однако это создавало необходимость постоянно утягивать талию, что, конечно, не способствовало сохранению здоровья. Женщины страдали от плохого кровообращения и связанных с ним болезней малого таза, желудка и кишечника. Беременные женщины носили корсеты вплоть до шестого месяца беременности. Вот таких жертв требовала «красота».
После Великой французской революции XVIII века корсеты стали неотъемлемой частью платьев, гармонично сочетаясь с пышными юбками. Это удивительное сочетание получило название «panier», и шнуровка присутствовала как сзади, так и спереди. Спереди её либо скрывали с помощью вышивки, либо, наоборот, подчёркивали различными декоративными элементами и вставками.
Шляпки
Легенды разных народов приписывают появление первых головных уборов различным странам, но все они имеют общую черту — их создавали прежде всего для защиты от неблагоприятных погодных условий: палящего солнца или холодного ветра.
Долгое время женские шляпы не сильно отличались от мужских. По одной из версий, первая исключительно женская шляпа — геннин, которая представляла собой картонный конус, обтянутый дорогой тканью, была изобретена французской королевой Изабеллой Баваской в 1395 году. Разумеется, такая шляпа была доступна лишь дамам благородного происхождения. Иногда их высота достигала одного метра, и во дворцах специально расширяли дверные проемы, чтобы обеспечить комфорт для этих прекрасных созданий.
Со временем шляпа-геннин претерпела изменения и стала двойной, напоминая своеобразные «рожки» на голове.
В XV веке особую популярность приобретают соломенные и фетровые шляпы с широкими полями. Женщины, позаимствовав этот аксессуар у мужчин, начинают украшать его лентами, мехом и драгоценностями, что делает его более изысканным и привлекательным.
Существует версия, что изначально широкие поля шляп были предназначены для защиты от отходов, которые европейцы выбрасывали из окон прямо на улицу.
Затем в моду вошли чепцы, которые изначально предназначались для сна и купания. Их сменили береты и цилиндрические шляпы.
В XVII-XVIII веках, с появлением профессии модистки, женщины были увлечены созданием шляп. На головах у них порой появлялись целые цветочные клумбы, украшенные бабочками и драгоценными камнями. Однако вскоре от таких сложных конструкций отказались в пользу более минималистичных головных уборов.
В Англии XIX века был популярен ещё один интересный головной убор — капор. Его каркас изготавливался из плотного картона в форме полукруга, который затем обтягивался тканью и завязывался лентой под подбородком.
В XX веке шляпы претерпели значительные изменения: они стали миниатюрными, например, шляпы-клош и шляпы-таблетки. Вскоре они уступили место платкам и вышли из моды.
Перчатки
Первые перчатки были обнаружены в гробнице Тутанхамона. Древние египтяне использовали их для защиты рук во время сельскохозяйственных работ. В средневековье перчатки стали неотъемлемой частью снаряжения рыцарей, которые носили их поверх кольчуги. Кожаные перчатки использовались для охоты.
Со временем перчатки стали символом принадлежности к знатному роду, их начали украшать драгоценными камнями и золотыми нитями.
Интересный факт: в эпоху рыцарства существовал обычай бросать перчатку в сторону соперника, тем самым вызывая его на дуэль. Эта традиция берет свое начало со времен, когда вассал приносил присягу своему сеньору, преклоняя колени. В знак власти над доверенными вассалу территориями сеньор вручал ему перчатки.
Если вассал желал разорвать договор, он возвращал перчатки. Однако, если он бросал их к ногам сеньора, это расценивалось как серьезное оскорбление и влекло за собой дуэль.
Примерно в XIII веке начали производить перчатки для женщин. Длинные женские перчатки вошли в моду в эпоху английской королевы Елизаветы в XVI веке, и их носили повсеместно.
В XIX веке появилась специальная машина, которая сделала возможным массовое производство кожаных перчаток. В то же время стали популярными митенки — перчатки без разделения для пальцев.
Этикет в отношении перчаток был очень строгим. Например, перчатки можно было снимать только перед едой, а сидеть за столом до её подачи следовало в перчатках. Холодные закуски, чай и десерт не требовали их снятия. Однако перед игрой на фортепиано перчатки нужно было снимать, а после — надевать обратно. Петь и танцевать разрешалось только в перчатках.
В XX веке перчатки были неотъемлемой частью гардероба как женщин, так и мужчин, считаясь символом настоящего стиля. Знаменитый итальянский мастер Данте Труссарди начал свою карьеру с пошива перчаток, и его мастерство достигло такого уровня, что его изделия начали приобретать даже королевские особы.
В 30-е годы с появлением Дома Dior и его перчаток длиной до локтя перчатки вновь вернулись в моду. Однако в 60-е, с развитием различных неформальных движений, их популярность начала снижаться.
Как вы можете видеть, раньше женщинам приходилось сталкиваться с серьёзными испытаниями, когда дело доходило до соблюдения всех модных ритуалов. Каждый день был похож на испытание: приходилось идти на жертвы и терпеть неудобства.
Несмотря на внешнюю роскошь и шик, в душе каждая модница мечтала о том, чтобы избавиться от корсета и кринолина, распустить локоны, которые были скрыты под сложным головным убором, снять перчатки и почувствовать долгожданный комфорт.
Как вы относитесь к моде прошлых столетий? Поделитесь в комментариях интересными фактами или версиями, о которых мы не упоминали в статье. Нам будет очень интересно их прочитать и узнать ваше мнение!
Напишите комментарий
Или войдите / зарегистрируйтесь для того, чтобы оставить комментарий.